Челябинский бизнесмен потеснил заводы-гиганты

Летом на выставке губернатор увидел технику завода «ДСТ-Урал». Михаил Юревич удивился, узнав о предприятии. Как стать успешным на закрытом рынке, «ДК» рассказал гендиректор «ДСТ-Урал» Евгений Горелый.

С советских времен основными поставщиками мощных бульдозеров для отечественной промышленности являлись два завода — Челябинский тракторный (ныне «ЧТЗ-Уралтрак») и Чебоксарский завод промышленных тракторов (ныне «Промтрактор»). В нулевые годы вопреки административному давлению у заводов-гигантов появился конкурент — «ДСТ-Урал». Сегодня молодой завод сотрудничает с компанией Bosch, выпускает до 200 единиц техники в год и поставляет бульдозеры по России и странам бывшего СССР.


Сыграли на проблемах ЧТЗ


В середине 90-х Евгений Горелый окончил челябинский «политех» (ныне ЮУрГУ) и уже через год занялся бизнесом — как и у многих, это была торговля. Вместе с братом продавали запчасти к тракторам ЧТЗ: «Начинали с элементарных перепродаж во времена взаимозачета. Тогда можно было дешево купить и обменять запчасти на товар, который потом можно было дорого продать».
В 1998 г. торговля запчастями прекратилась из-за проблем на Челябинском тракторном заводе: ЧТЗ оказался на грани банкротства и почти целый год не работал (не было оборотных средств, росли долги перед энергетиками и бюджетами всех уровней, из-за задержек зарплаты по подразделениям предприятия прокатилась волна забастовок). Запчасти стало не достать, и Евгению Горелому пришлось перепрофилировать бизнес: появилось предприятие «Уралспецтехника». В арендованном на окраине Челябинска цехе (в поселке Новосинеглазово) коллектив из 12 человек начал выпускать дефицитные запчасти.
Спустя пару лет предприниматели занялись ремонтом техники, в том числе промышленных бульдозеров производства ЧТЗ. «Мы в первую очередь поставили другой двигатель, потом систему управления и постепенно дошли до той машины, что выпускаем сейчас», — рассказывает Евгений Горелый. Впрочем, ремонт показался делом малоперспективным, поскольку в процессе неожиданно открылись возможности для махинаций: «Мы начали нормально ремонтировать — машины из нашего цеха выходили, как с конвейера. И у наших заказчиков появился соблазн продавать их как новые».


Образовавшуюся цепь мошенничества перерубили просто — решили изготавливать свою технику. С 2005 г. и началась история нового бульдозерного производства в Челябинске. Именно тогда предприниматели столкнулись с проблемой. «Мы же номерные агрегаты использовали. Соответственно, это техника, которую нужно ставить на госучет. Необходимо было оформлять паспорт самоходной машины (ПСМ). Когда мы провели первую сертификацию машины, областное Управление гостехнадзора отказало в выдаче ПСМ. Негласно нам сообщили, что у нас один тракторный завод в Челябинской области — один и останется». Стоит добавить, что часть акций Челябинского тракторного завода на тот момент принадлежала Правительству Челябинской области. Из-за этих административных препонов бизнесмену пришлось зарегистрировать новое предприятие («ДСТ-Урал») в соседней Свердловской области. Там проблем с сертификацией не возникло.
К этому моменту, вспоминает г-н Горелый, появилась и большая собственная площадка, ее купили в промышленной зоне Челябинска: «Тут развалины были. И отопление проводили, и полы заливали, и благоустройством занимались. Достаточно приличные вложения были». Большие деньги были потрачены и на оборудование (его брали в лизинг). Сегодня в арсенале компании есть роботизированный сварочный комплекс японского производства, портальная кислородная плазменная машина термической резки с программным управлением, корейский токарный станок и много другой высокотехнологичной техники.


Заочный конфликт с ЧТЗ


Прорывным для предприятия стал 2007 г. Спроектированный на «ДСТ-Урал» бульдозер на открытом конкурсе в Белоруссии был признан лучшим по технико-экономическим показателям в классе тяги 10 т. Его стали покупать крупные российские компании.
 «На последних тендерах мы спокойно конкурируем со всеми», — констатирует г-н Горелый. Причем «ДСТ-Урал» в основном выступает против Чебоксарского завода промышленных тракторов и китайских производителей. А Челябинский тракторный завод, по мнению Евгения Горелого, ему не конкурент: «Мы можем сказать, что по многим параметрам их обошли. По цене, качеству, эксплуатационным характеристикам».
Впрочем, на ЧТЗ у г-на Горелого есть обида. Причина — статья, появившаяся недавно на сайте «ЧТЗ-Уралтрак». В ней приведен список предприятий, которые «в борьбе за потребителей используют мошеннические методы» («ДСТ-Урал» возглавляет этот список). В статье речь идет о подделке тракторов, бульдозеров и запчастей, якобы выпущенных под брендом «ЧТЗ-Уралтрак».
«Мы нормально к такому относимся, но это некрасиво», — говорит Евгений Горелый. Впрочем, за репутацию завода гендиректор не боится: «Раньше меня бы это очень взволновало. Сейчас — нет. Определенный имидж у нас есть, мы делаем сложные поставки. Пусть они попробуют, как мы. Пускай технологически хотя бы нас догонят — производят столько машин при таком количестве рабочих рук. На ЧТЗ работают 8 тыс. человек, а выпускают всего в пять-десять раз больше, чем мы». На «ДСТ-Урал», тут же уточняет г-н Горелый, 230 сотрудников, а число готовых бульдозеров достигает 200 в год.


«Сели» на имя Bosch


Сегодня для производства техники «ДСТ-Урал» покупает узлы и агрегаты у разных производителей. Работают с немцами и итальянцами. Принцип поиска поставщиков простой — цена-качество: «Допустим, с компанией Bosch мы начали работать потому, что она предложила комплексное решение — трансмиссию для трактора и блок электронного управления. Длительного времени на то, чтобы научиться управлять бульдозером, не нужно, это происходит совсем как в компьютерной игре, с помощью джойстика».
Партнерство с немецким производителем, по словам г-на Горелого, стало главным конкурентным преимуществом: «Клиенты ведь не спрашивают, кто это сделал. Отрывают капот, а любая электроника — фирмы Bosch. На имя «сели»». Сотрудничество с немцами продолжается два года. И, как говорит Евгений Горелый, немецкий концерн Bosch даже сделал «ДСТ-Урал» своим системным интегратором (соглашение об этом было подписано в середине сентября).


Дилерская сеть завода «ДСТ-Урал» насчитывает 8 филиалов в России и один в Белоруссии. При этом челябинский завод не стал создавать собственные офисы и подразделения. «Мы просто находим людей, которые интересуются этими процессами, и объясняем: вот вам продукция, продавайте, обслуживайте, занимайтесь постпродажным сопровождением», — перечисляет г-н Горелый. Эти партнерские компании обеспечивают и выходы на новых заказчиков. Хорошо всем. Для заказчика это меньшие затраты на обслуживание техники: ее не нужно везти в Челябинск на ремонт. Для «ДСТ» это новые рынки сбыта. По словам гендиректора, сегодня предприятие поставляет технику по всей территории бывшего Советского Союза. Есть планы по освоению дальнего зарубежья: «Проснулись Иран, Судан. Венесуэла интерес проявила. Но сначала надо продукцию дополнительно сертифицировать на международном уровне». Горелый рассчитывает, что челябинскому предприятию в этом поможет Bosch.
«ДСТ-Урал» участвует в тендерах через филиалы. При этом между ними есть территориальное и отраслевое деление. Все это, по словам гендиректора, закреплено в договорах. Есть предприятия, которые сопровождают определенную территорию, например, Екатеринбург. Они наблюдают за тендерами внутри области. Как только они заявляются на участие в тендере, «ДСТ» уведомляет остальных, «чтобы друг с другом не спорили, не роняли цену», а такое раньше бывало.


По словам г-на Горелого маленькому предприятию немного, но удалось изменить расклад сил и подвинуть заводы–гиганты: «Насколько я знаю, порядка 60 машин в месяц выпускает «Промтрактор», ЧТЗ делает порядка 150 штук, ну и мы 15–20 единиц выпускаем», — поясняет он. Но эти цифры, судя по всему, его расстраивают: «Раньше вся страна выпускала в сутки по 120 тракторов, и их не хватало. Сейчас, в лучшем случае, 4–5».
Размышляя о промышленности в целом, челябинский бизнесмен выходит на глобальную тему. Он считает, что машиностроению сегодня незаслуженно отказано в государственной помощи, что отрасль в какой-то степени ущербна: «Нефть и газ мы не добываем, не создаем продукты питания и товары народного потребления. Мы где-то в стороне. А на одной торговле далеко не уедешь». Именно на развитии машиностроения нужно сосредоточиться, считает Евгений Горелый, поскольку эта отрасль создает рабочие места, а соответственно, зарплату и налоговую базу.


Получить челябинскую прописку


Недавно на заводе побывал губернатор Михаил Юревич. Он очень удивился, узнав, что в регионе есть такое производство и назвал предприятие «открытием года». Тогда было объявлено о договоренности — завод «ДСТ-Урал» будет перерегистрирован в Челябинской области. Для региона переоформление предприятия — это дополнительные налоговые поступления в бюджет. Дивиденды планирует получить и завод. «Тут же баш на баш: мы им — налоги, они нам — помощь», — поясняет Горелый. Практически сразу после посещения завода губернатор распорядился пересмотреть подходы к распределению грантов на поддержку предприятий. Компания «ДСТ-Урал» относится к среднему бизнесу и сегодня может претендовать на несколько видов областной поддержки. В их числе компенсации процентов по кредитам (50%, но не более 500 тыс руб.), лизинговым платежам (2/3 авансового платежа и 70% от суммы уплачиваемых процентов, но не более 1 млн руб. в год), поручительство перед банками через фонд содействия кредитованию бизнеса и другие. «Посмотрим, как госаппарат сработает. Надо же реально смотреть. Одно дело — политика, другое — реальные действия», — делает свои выводы г-н Горелый.

 


До недавнего времени о предприятии в Челябинской области практически ничего не было слышно, это была принципиальная позиция руководства. Горелый объясняет это пресловутой административной поддержкой, которая всегда оказывалась ЧТЗ. По его словам, руководители многих строительных трестов, дорожных управлений и других организаций — это люди в возрасте, которые очень часто не воспринимают продукцию «ДСТ» всерьез (отдают предпочтение технике ЧТЗ). «Иногда тяжело доказывать, что машина чуть лучше, маневренней, меньше топлива ест», — поясняет генеральный директор. После визита губернатора на заводе ждут перемен и в этом вопросе. «Прописку» в Челябинской области предприятие, скорее всего, получит к новому году.
 

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.